История Треста Мосэлектротягстрой
Казанский вокзал
Как Мосэлектротягстрой проводил полную реконструкцию одного из крупнейших вокзалов Европы
Казанский вокзал на почтовой открытке XIX века.
Летом 1862 года на Московско-Рязанской железной дороге открылся первый, коломенский участок.
Для обслуживания этого направления к 1864 году на Каланчёвской площади, которая сегодня называется Комсомольской, по проекту архитектора Матвея Левестама возводится Рязанский вокзал. Так, спустя почти три года после открытия первого участка, поезда начали ходить до конечной станции.

Рязанский представлял собой вокзал «берегового» типа: поезда приходили параллельно ему, а не в конец путей. Платформы закрывались общей крышей с дебаркадером. Над входом в здание возвышалась башенка с часами.

В 90-е годы 19-го столетия Общество Московско-Рязанской железной дороги решает продлить ее до Казани — так Рязанский вокзал стал Казанским. Популярность нового направления, обусловившая увеличение нагрузки на Казанский вокзал, сделала очевидной необходимость строительства нового здания для него, так как старое было небольшим и неудобным. Идея оставалась нереализованной почти 15 лет, за которые правление дороги отклонило несколько проектов. Наконец, в 1910 году объявляется конкурс — и архитектором нового вокзала выбирают знаменитого Алексея Щусева, он же лично и возглавил строительство.
Казанский вокзал в 1935 году.
Планировалось, что новый Казанский будет не только вокзальным комплексом, но и настоящим произведением искусства с роскошными интерьерами и дорогой отделкой. Стоимость проекта составляла огромные по тем временам 3 млн рублей золотом. Для росписи залов Щусев пригласил Бенуа, Рериха и других известных художников. Однако на воплощение многих этих идей архитектору не хватило времени: началась Первая мировая, потом — революции, а в 1918 году вокзал вместе со всей железной дорогой национализировали.

В 1919 году после того, как была закончена крыша и смонтировано электроосвещение в главном корпусе, первую часть нового вокзала наконец ввели в эксплуатацию. В 1923 году запускаются вокзальные часы — изображенные на них знаки зодиака нарисовал сам Щусев. Во время Великой Отечественной войны часовой колокол был сброшен разрывом снаряда — на место его вернули в 70-е. В 1935 году бывшее багажное отделение вокзала соединяют с радиальной станцией метро «Комсомольская».

Несмотря на все изменения в стране, Щусев лично вел строительство Казанского почти до самого финала работ в 1940 году.
В 1970-е проводится реконструкция вокзала, увеличивается его пропускная способность.

В следующий раз — с 1991 по 1997 гг., — Казанский вокзал переделывал, достраивал
и реставрировал Мосэлектротягстрой.
Эта реконструкция стала самой масштабной
в его истории. Руководил работами первый заместитель генерального директора треста Владимир Алексеевич Паничев.
«В 90-х мегапроект у нас был один, мы его сдали
в 97-ом году. Это был Казанский вокзал. Отвечали за всю реконструкцию вокзала — от и до», — В.А. Паничев, руководитель проекта, заместитель генерального директора Мосэлектротягстроя.
Фактически до наших дней от старого вокзального комплекса сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в итальянском стиле. Все остальное сооружено Трестом и сдано в эксплуатацию в 1997 году к 850-летию Москвы.

Мосэлектротягстрою пришлось решать многие градостроительные, технологические, архитектурно-художественные и хозяйственные задачи. На площади 80 тыс. кв. м построены подземные сооружения, смонтированы системы вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения.

Был также обновлен облик вокзала: ему придана П-образная форма, расширены и перепланированы внутренние помещения, залы ожидания, кассы, туалеты, эскалаторные переходы, кафе и многое другое. Вся внутренняя площадь покрыта уникальным сооружением на восьми опорах.

Кроме того, по первоначальным эскизам Щусева была возведена Царская башня, которую не успели построить в начале прошлого века.