История Треста Мосэлектротягстрой
Поезд в лесу
Как развивалось Большое Московское кольцо,
600-километровая железная дорога, про которую мало кто знает.
«И все-таки утром в пятницу я не просыпался, а просыпался утром в субботу, разутый, и уже не в Москве, а под насыпью железной дороги в районе Наро-Фоминска», — Венедикт Ерофеев, «Москва — Петушки»
Официальное название Большого Московского кольца, известного как БМО (Большая Московская окружная железная дорога) — Большое кольцо МЖД. Его длина — почти 600 км. Кольцо проходит по территории трех регионов — Москвы, Подмосковья и Владимирской области — и соединяет между собой 11 железнодорожных магистралей, которые расходятся из столицы.

Первую линию, которая стала частью БМО, начали строить в 1869 году купцы Хлудовы. Движение по участку между Егорьевском и Воскресенском на Московско-Рязанской дороге было открыто 21 ноября 1870-го. Через год предприниматели братья Барановы соединили Александров с Карабаново на Московско-Ярославской дороге, в 1873 году продлив этот участок до Киржача.

Купцы Хлудовы.
В мае 1893 года по будущему БМО прошел первый пассажирский поезд — до этого дорога использовались только для грузовых перевозок. Через год сдается ветка Мытищи — Щёлково Московско-Ярословско-Архангельского направления. В эти же годы построена линия Егорьевск — Орехово-Зуево, проходящая через Куровское и Дулёво.

В 1900 году ивановские промышленники договорились о вложениях в поддержанный Министерством путей сообщения проект строительства линии Бельково — Щёлково, но работы по неизвестной причине так и не начались.

Активно развивалась восточная часть кольца в годы Первой мировой: промышленники, которые ожидали получить много военных госзаказов, решили вывести дорогу на магистраль Москва — Нижний Новгород. Так появилась ветка Киржач — Орехово-Зуево, а уже во время Гражданской войны — Александров — Карабаново — Орехово.

Дорога между Киржачом и Орехово-Зуевом был одноколейной, без вокзалов — поезда, которых ходила одна пара в сутки, останавливались в полях и лесах.


Большая московская окружная железная дорога

В 1939–1939 гг. открываются линии Воскресенск — Жилево (с Неверовским мостом через Москву-реку), а также Ильинский погост — Воскресенск в обход Егорьевска, включавшая в себя Бередино и Лопатино.

В годы Великой Отечественной войны дорога приобрела для Москвы важное стратегическое значение: по ней перевозили людей, боеприпасы и технику. В 1942 году по постановлению И. В. Сталина возобновляется строительство второй половины кольца, и окружная фактически замкнулась: в течению двух лет открываются участки Поварово-2 — Кубинка 1, Бекасово-1 — Кубинка-1, Бакасово-1 — Столбовая, Михнево — Столбовая, Дмитров — Пост 81 км. Сведений о гражданских перевозках в этот период нет.
В послевоенные годы БМО начинает приобретать современные очертания: строятся платформы, вокзалы и второй путь, электрефицируется инфраструктура. В 1966 году разработана и принята схема развития московского железнодорожного узла, по которому из столицы на кольцо выносится транзитное грузовое движение.

Прямые маршруты между БМО и столичными вокзалами — Савёловским, Белорусским, Киевским, Павелецким и Курским — появляются в 1970-е.
В 1975 году реконструкцией дороги занимается Мосэлектротягстрой. Трест восстановил, достроил и перевооружил 41 станцию и 76 платформ.
БМО не задумывалось как пассажирская магистраль, и сегодня большую часть его потока составляют сотрудники РЖД и те, кто обслуживает дорогу (по данным Центральной пригородной пассажирской компании, в 2016 году кольцом воспользовались 662,2 тыс. человек — 0,1 % от суммарных показателей ЦППК).


До декабря 2016 года полностью проехать по БМО можно было за 19 часов, после вступления в силу новых изменений в расписании такой маршрут стал занимать более суток с четырьмя пересадками.

Полупустая электричка идет по кольцу, ныряя с поля в лес, где останавливается на полустанках, иногда единственными ее пассажирами остаются два человека — машинист и его помощник.