ЛЮДИ ТРЕСТА
Лидия Егоровна Аверьянова
Начальник сметного отдела, ветеран треста Мосэлектротягстройя. В Тресте с 1979 года.
— Лидия Егоровна, почему вы выбрали профессию строителя? Вы пошли по родительским стопам?

— Мои родители не строители, но успели принять участие в проектах государственного масштаба. Они прокладывали Китайскую военную железную дорогу. Сначала я поступала в Долгопрудненский МФТИ, но не сдала один экзамен. В тот же год удалось подать документы в МИИТ на строительный факультет, и в этот раз всё получилось. Поступить было большой удачей, ведь только 20% абитуриентов набиралось по конкурсу, 80% поступали либо после армии, либо по направлению.
В МИИТ учился мой брат Кирюшатов Валентин Егорович, также ставший строителем. В последние годы он работал в Госстрое. Помню, когда мы достроили здание Госстроя на Пушкинской площади, все работники Треста готовили его к сдаче. «Ну вот, — говорю я брату, — я здесь мою полы, а потом ты будешь здесь работать».
Лидия Егоровна на Сахалине
— Трест стал вашим первым местом работы после института? Помните свой первый рабочий день в Тресте?

— Нет, до «Мосэлектротягстроя» я работала на Кольском полуострове мастером на стройках комбината «Апатит». Потом трудилась в СМП 311 треста «Печерстрой» на прокладке Верхне-Печёрской железной дороги, ну а потом, в 1979 году, пришла в Трест.

Хорошо помню свой первый рабочий день. Я очень боялась. Руководитель Треста Василий Васильевич Мороз зашёл ко мне в кабинет и поздравил с началом рабочего дня. Мы с ним учились на одном курсе МИИТа и жили в одном общежитии. Василий Мороз уже в студенческие годы был лидером, натура у него такая. В институте он учился хорошо и сразу же отличился на общественном поприще: руководил комсомольской организацией нашего курса, был партийным вожаком, регулярно ездил в стройотряды. В Тресте Василий Васильевич был таким же пахарем, как и в студенческие годы.
Лидия Егоровна на стройплощадке Казанского вокзала (третья справа)
— Какой из объектов Треста вам больше всего запомнился?

— У нас все объекты очень хорошие. Казанский вокзал был сложный в инженерном отношении объект: металлоконструкции, отделка, большие путевые переустройства, «Царская башня». Но помогало то, что там в одном месте трудились все: проектировщики, заказчики, исполнители.

После на Киевском вокзале строили ремонтно-экипировочное депо. В инженерном плане стройка была не очень сложной: депо и административное здание, но работы осложнялись высокой загруженностью станции. Далее было Бекасово, крупнейшая сортировочная станция в Европе, и Орехово—Зуево.

Потом был Сахалин, мне там очень понравилось. Мы вели работы для проекта Сахалин-2, возводили городок для строителей завода. Оборудование и стройматериалы везли по железной дороге, потом сгружали на баржу и доставляли на остров. Меня очень удивило, как великолепно было налажено снабжение и организация стройки.
На стройплощадке конькобежного центра в Коломне
— Чем отличается Трест от других организаций?

— Руководство всегда хорошо относилось к людям. В советские годы их обеспечивали жильём, а позже работники приобретали квартиры у Треста по себестоимости. Каждый был заинтересован в работе, все сюда стремились. Мало того, организовывались туристические поездки по всей стране. Это не только интересно и познавательно, но и сплачивало коллектив. Ведь сколько человек проводит времени дома и на работе? Только немного с утра, вечером, отдохнул и вновь трудовые будни. Работа — это значимая часть жизни каждого из нас.

В самые сложные, 90-е годы, Трестом руководил Иван Николаевич Бандоля. Он начинал с самых низов и постепенно вырос до первого руководителя. Обычная картина: «Где Бандоля?» — спрашивают. А он стрелку врезает. «Врезать стрелку» на пути — это высший пилотаж для руководителя.

Благодаря Ивану Николаевичу мы выжили. Да, бывало, не получали зарплату по два месяца. Но коллектив сохранился, никто не уволился без уважительной причины. Верили своему руководителю и всячески его поддерживали. Мы знали, что он обязательно что-нибудь придумает.
— Что помогает вам в работе?

— Вокруг должны быть хорошие люди, по жизни мне с ними очень везло. Никаких сплетен и интриг, у нас никогда такого не было. Если коллектив хороший, то и всё остальное получится.

— Какое напутствие вы могли бы дать молодым людям, которые сейчас приходят работать в Трест?

— Необходимо ответственно относиться к работе, добросовестно выполнять поручения. Многие сейчас сразу хотят получать много денег, но так не бывает. Если ты будешь хорошо работать, то будут у тебя и деньги, и авторитет, и перспективы. Ты должен сделать свою работу как следует и в срок. Вот это самое главное.